Закрыть ... [X]

Кружки по шитью для школы

    школы
  1. Пояснительная записка                                                                Просмотр в формате PDF

    Одежда – это предмет не только первой необходимости. Она дает человеку возможность изменить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки фигуры и внешности – отражает определенное представление о красоте, выполняет эстетическую функцию.

    Красиво и эстетично одетые люди вызывают уважение окружающих, чувствуют себя комфортно и уверенно. Ребенок, который научится видеть и ценить красоту, который сам приложит усилия для создания красивых вещей. Он всегда будет стремиться к самосовершенствованию.

 Общеобразовательная программа «Ателье «Колорит»  относится к социально-педагогической направленности. Соответствует действующим правовым нормативным актам и государственным  программным документам.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовой. рассчитана на 4 года обучения. Первый год обучения 136 часов, занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Второй, третий и четвёртый год обучения -216 часов, занятия 3 раза в неделю по 2 часа.

Возрастные категории учащихся от 10 лет.

В 1-ый год обучения значительная часть учебного времени отводится работе на швейной машине, так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий.

Воспитанники 2-го года обучения узнают о различных видах отделки швейных изделий, учатся применять полученные знания во время выполнения практических работ.

 3 год обучения направлен  на изучение различных способов разработки моделей. Больше времени отводится на отработку технологических операций.

Воспитанники 4-го года обучения научатся  моделировать и изготавливать вещи по индивидуальному выбору. Изучат костюмы коренных жителей своего района. Создадут тематические коллекции одежды.

В процессе обучения учащиеся получат знания по цветоведению, материаловедению, раскрою и технологии изготовления изделий. Познакомятся с творчеством знаменитых модельеров, с историей моды. Научатся правильно одеваться в различных случаях. Узнают новые определения и термины моды.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Приоритетными методами являются упражнения и учебно-практические работы. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок образцов, составления вариантов композиций, предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Предусмотрены тематические выставки, которые являются средством информации о деятельности творческих объединений. Кроме того все обучающиеся в конце каждого года обучения принимают участие в традиционной районной  выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов».

Отличительная особенность программы «Ателье «Колорит» является –интегрированные занятия; создание коллекции русских народных костюмов; костюмов для танцевальных коллективов; театрализованных представлений. Создание музея кукол в национальной одежде, сделанных  руками учащихся.

 

Цель:—  создать условия для  воспитания нравственно-эстетических качеств личности  при обучении основам проектирования  и пошива одежды; активизации познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • углубление и расширение знаний об истории

             моды;

  • формирование знаний по основам проектирования одежды с использованием ИКТ и технологической последовательности изготовления изделия, освоение техники шитья.

Воспитательные :

  • Ориентирование учащихся на выбор дальнейшей профессии;
  • Привитие интереса  к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  •  Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умение довести начатое дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам.

Развивающие :

  • Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии,  творческих  способностей;
  •  Формирование эстетического и художественного вкуса.

В конце изучения курса, обучающиеся должны

знать:

- последовательность снятия мерок,

- правила выполнения машинных и ручных швов,

- дефекты кроя юбок, брюк, платья, рукавов.

- основные технологические процессы обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий.

Уметь: — правильно снимать мерки,

- разрабатывать различные модели брюк, юбок, блуз, платьев на базовой основе,

- контролировать соответствие фурнитуры по цвету и назначению изделия,

- устранять дефекты кроя юбок, брюк, платьев, рукавов.

Ожидаемые результаты:

-овладение трудовыми и технологическими знаниями,

умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соотствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

Универсальные учебные действия

Выработка и развитие практических навыков и умений. Расширение умений и знаний. Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения

Личностные  учебные действия напрямую связаны с личностным восприятием учащегося окружающего мира, с нравственными оценками тех или иных событий и фактов, собственным самоопределением и жизненными целями обучающегося;

Регулятивные   - способность обучающегося к самостоятельному управлению своим обучением и познавательной деятельностью, включающему в себя план, контроль, корректирование собственных действий и оценку своих знаний и умений;

Познавательные. Учащийся исследует, анализирует  и структурирует материал. Самостоятельно получает и усваивает знания.

Коммуникативные. Учащийся умеет сотрудничать, договариваться, налаживать контакт  с педагогом и с другими учениками.

  1. Характеристика образовательного процесса

На кружок «Кройка и шитье» принимаются все желающие. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 20 мая.

В основе педагогического взаимодействия с учащимися заложены следующие принципы:

  • Личностный подход /признание личности высшей социальной ценностью, уважение ее уникальности и своеобразия/;
  • Природосообразность воспитания /учет половозрастных особенностей/;
  • Единство обучения, развития и воспитания;
  • Дифференциация обучения и воспитания /отбор содержания форм и методов с учетом своеобразия детей/;
  • Гуманизация межличностных отношений /уважительное отношение между педагогом и детьми, уважение к точке зрения ребенка, создание психологического комфорта, ситуации успеха/.

Содержание курса составили следующие основные темы:

  1. раскрой и пошив плечевых и поясных изделий;
  2. пошив и дизайн народных костюмов;
  3. пошив и дизайн лоскутных изделий;
  4. пошив и дизайн сценического костюма (костюмы для танцевальных коллективов, новогодние костюмы, костюмы для театрализованных представлений);
  5. изготовление костюмов из нетрадиционных материалов;
  6. изготовление костюмов для кукол;
  7. разработка проектов;
  8. дефиле готовых изделий.

Для реализации данной программы используются следующие формы и методы работы:

а) словесный метод:

  • объяснение
  • разъяснение
  • беседа
  • дискуссия

          б) наглядный метод:

  • иллюстрация
  • демонстрация
  • наблюдение учащихся

          в) работа с книгой:

  • изучение
  • реферирование

          г) видеометод

  • просмотр

          д) метод проекта

          е) практический метод

          ж) компьютерное моделирование (форма игры)

 

        Формы обучения:

  • индивидуальная работа
  • работа в парах
  • коллективная работа
  • работа в группах

Воспитание детей идет на занятиях в процессе передачи знаний.

Для проведения праздников внутри кружка отводится отдельное время. Стали традиционными мероприятия:

  1. конкурс «Варвара-Краса»  /направлено на проверку знаний/
  2. конкурс «Лучший из лучших» /подведение итогов/
  3. Вечер семейного отдыха /работа с родителями/
  4. Новый год
  5. «Масленица»
  6.  «Весенняя капель» /праздник для мам и бабушек/
  7. Праздник окончания учебного года.
  1. Ожидаемые результаты:

Учащийся умеет: организовать рабочее место, заправлять швейную машинку, стачать детали кроя, подобрать пуговицы к изделиям, шить поясные и плечевые изделия, правильно подобрать ткань по цвету и фактуре, моделировать изделия, демонстрировать изделия, изготавливать куклы и костюмы для кукол.

Учащийся знает: правила т/б и санитарно-гигиенические нормы; историю возникновения изделий, виды головных уборов, виды карманов, виды рукавов, виды воротников; историю сарафана, виды орнамента, новые термины, технологию изготовления костюмов из нетрадиционных материалов.

Учащийся анализирует и оценивает выполненную работу

Критерии оценки результативности программы

Критерии развития способностей

  • Знание технологии пошива изделий
  • Знания из истории моды
  • Умение шить аккуратно
  • Умение подбирать ткань по цвету и фактуре
  • Умение моделировать
  • Умение одеваться стильно, красиво, эстетично
  • Умение анализировать и оценивать свою работу

     Критерии развития личностных качеств

  • Умение слушать
  • Умение владеть собой
  • Способность сосредоточиться
  • Самостоятельность

     Критерии нравственного роста

  • Внешний вид
  • Добросовестность
  • Ответственность
  • Отзывчивость
  • Доброжелательность 

     Качественный уровень изготавливаемых вещей

  • Оценка родителей, зрителей, жюри 

     Сохранность контингента и увеличение числа занимающихся

      в  кружке.

Способы отслеживания результата

  • Наблюдение /внешний вид, культура поведения и общения, трудолюбие/
  • Беседы с родителями
  • Анкетирование, диагностика
  • Конкурсы «Варвара-краса», «Лучший из лучших»
  • Психологические игры
  • Опрос учащихся по карточкам
  • Проведение срезовых контрольных работ
  • Демонстрация моделей
  • Выставки.

 

                                            IV. Учебно-тематический план

Первый год обучения

п/п

Тема

занятия

Количество часов

 

Ведущий вид деятельности;

базовые приёмы

Место проведения

Самостоятельная работа

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

 

Ознакомление с работой в кружке

Швейная мастерская

 

2

Виды ручных швов

14

2

12

Практическая отработка выполнения ручных швов

Швейная мастерская

 

3

Основы машиноведения

22

2

20

  Самостоятельная работа учащихся с книгой: Получение  новых знаний из истории развития швейных машин

 Усвоение знаний механизма швейной машины.

Практическая работа: Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Заправка нити в обметочную машину (оверлог). Управление швейной и обметочной машиной, их смазка и чистка.

 

Швейная мастерская

 

4

Поясное изделие-юбка «клеш»

22

2

20

Самостоятельная работа учащихся с книгой:  Изучение истории юбки.

Практическая работа:

Раскрой по лекало; пошив юбки.

Швейная мастерская

 

5.

Плечевое изделие-жилетка

2

18

20

 Коллективная работа по составлению технологической карты   пошива жилетки. Изучение новых терминов.

Раскрой изделия; пошив изделия с соблюдением технологии.

Швейная мастерская

Смётывание деталей кроя

6

Маленькие мелочи

2

20

22

Самостоятельная работа учащихся : Получение  новых знаний из истории галстуков, сумочек, пуговиц из интернет - источника. Изучение новых терминов. Раскрой,  пошив и дизайн этих  изделий.

Швейная мастерская

Нарисовать эскиз  сумочки по индивидуальному выбору

7

Разработка и изготовление костюмов для кукол по индивидуальному выбору

3

30

33

Раскрой костюма по  лекало.

 

Смётывание деталей кроя; стачивание деталей кроя.

 Самостоятельная работа: дизайн костюма.

 

Швейная мастерская

Нарисовать эскиз  костюма  по индивидуальному выбору

8

К-с «Варвара-Краса»

 

2

2

Участие в конкурсе

Концертный зал

Подготовка к конкурсу  (согласно положения данного кокурса).

9

Досуговое время

4

 

 

Подготовка и участие в мероприятиях (спортивных, интеллектуальных, социально-значимых…)

В зависимости от проводимого мероприятия

 

 Ожидаемые результаты:

Учащийся умеет:

Организовать рабочее место, заправлять швейную машинку, стачать детали кроя, подобрать пуговицы к изделиям, создавать несложные модели для кукол.

Учащийся знает:

Правила т/б и санитарно-гигиенические нормы, новые термины/стачать, нашить, отутюжить…/,историю куклы.

Учащийся проявляет:

Интерес к работе кружка, творческую инициативу, чувство взаимопомощи.

 

                                  Второй год обучения

                          Учебно-тематический план

п/п

Тема

занятия

Количество часов

 

Ведущий вид деятельности;

базовые приёмы

Место проведения

Самостоятельная работа

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

 

Ознакомление с работой в кружке

Швейная мастерская

 

2

Поясное изделие – юбка с вытачками и стачным поясом

 

24

3

21

 Индивидуальная работа: Моделирование своего варианта юбки (эскиз)

Практическая работа:

Снятие мерок; раскрой  юбки; смётывание деталей кроя; примерка и устранение дефектов; стачивание деталей кроя на швейной машинке; стачивание пояса; ВТО изделия

 

 

3

Поясное изделие – брюки без карманов и замка с поясом на резинке «Кулиска»

30

4

26

Получение  новых знаний из истории брюк, Изучение новых терминов и названий различных вариантов брюк.

Практическая работа:

Снятие мерок; раскрой  брюк; смётывание деталей кроя; примерка и устранение дефектов; стачивание деталей кроя на швейной машинке; стачивание пояса «Кулиска»; ВТО изделия

 

 

4

Плечевое изделие – блузка

24

4

20

Самостоятельная работа по изучению истории блузки из интернет - источника

Практическая работа:

Снятие мерок; раскрой  блузки без вытачек; смётывание деталей кроя; примерка и устранение дефектов; стачивание деталей кроя на швейной машинке; обработка горловины и проймы «руликом»; ВТО изделия

 

нарисовать эскиз блузки простого кроя

5

Головной убор

20

2

18

Получение  новых знаний из истории головных уборов. Изучение новых терминов и названий различных вариантов головных уборов.

Практическая работа:

Снятие мерок; раскрой изделия по лекало. Смётывание, стачивание и дизайн изделия.

 

 

6

Творческая работа:

Разработка и изготовление  костюмов в миниатюре (для кукол)

48

8

40

Самостоятельная творческая работа: Эскиз костюмов; создание технологической карты пошива костюмов.

Практическая работа:

 Пошив костюмов.

 

 

7

Изготовление костюмов для театрализованной демонстрации моделей

50

6

44

Коллективная творческая работа: создание эскиза коллекции одежды; технологической карты пошива.

Практическая работа:

 Пошив коллекции одежды.

 

 

8

Театрализованная демонстрация моделей

10

2

12

 

 

 

9

Досуговое время

 

 

4

Подготовка и участие в мероприятиях (спортивных, интеллектуальных, социально-значимых…)

В зависимости от проводимого мероприятия

 

Итого: 216часов

Ожидаемые результаты:

Учащийся умеет:

Шить поясные и плечевые изделия, правильно подобрать ткань по цвету и фактуре, моделировать изделия, демонстрировать изделия, изготавливать куклы и костюмы для кукол.

Учащийся знает:

Историю возникновения изделий, виды головных уборов, виды рукавов, виды воротников;

Технологию пошива юбки, брюк и блузки.

Учащийся анализирует и оценивает выполненную работу

 

                                  Третий год обучения

                          Учебно-тематический план

п/п

Тема

занятия

Количество часов

 

Ведущий вид деятельности;

базовые приёмы

Место проведения

Самостоятельная работа

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

 

Ознакомление с работой в кружке

Швейная мастерская

 

2

Народный костюм: Сарафанный комплекс;

 

44

 

 

 Коллективная работа:

Разработка и изготовление современного сарафана декорированного народным орнаментом

Практическая работа:

раскрой  изделия; смётывание деталей кроя; примерка и устранение дефектов; стачивание деталей кроя на швейной машинке; декорирование; ВТО.

 

 

 

Костюмы сказочных персонажей

36

 

 

Индивидуальная работа: Создание эскиза костюма сказочного персонажа по индивидуальному замыслу.

Практическая работа:

Пошив костюма

 

Создание технологической карты  пошива костюма

 

Скульптура малых форм

«Кукла»

44

 

 

Изучение  истории кукол.

Практическая работа:

Изготовление куклы:

Выбор куклы и модели одежды.Изготовление туловища.

Моделирование одежды для куклы;

Раскрой одежды;

Пошив одежды; дизайн одежды.

 

 

 

Творческая работа:  изготовление одежды по индивидуальному выбору

50

 

 

Самостоятельная работа:

Моделирование одежды 

по индивидуальному выбору.

Практическая работа:

Пошив одежды по собственному замыслу.

 

 

 

Изготовление костюмов из нетрадиционных материалов

26

 

 

 Освоение технологии изготовления костюмов из: бумаги, полиэтилена, гофрированной бумаги, ватмана…

Практическая работа:

изготовление одежды по собственному замыслу.

 

Создание эскиза одежды из  нетрадиционных материалов

 

Постановка демонстрации готовых изделий

10

 

 

 Практическая работа: макияж;

моделирование причесок;работа над сценической культурой.

Демонстрация моделей

 

 

 

Досуговое время

4

 

 

Подготовка и участие в мероприятиях (спортивных, интеллектуальных, социально-значимых…)

В зависимости от проводимого мероприятия

 

Итого: 216 часов

Ожидаемые результаты: 

Учащийся умеет:

Шить плечевые и поясные изделия сложного кроя, выбрать орнамент для сарафана, создавать костюм из нетрадиционных материалов.

Учащийся знает:

Историю сарафана, виды орнамента, новые термины, технологию изготовления костюмов из нетрадиционных материалов.

Учащийся может: Подобрать ткань по цвету и фактуре, создать свой орнамент для сарафана, устранить дефекты в изделии, проинструктировать учащихся 1-2года обучения.

Учащийся отличает виды карманов, воротников, рукавов.

Учащийся анализирует и оценивает выполненную работу.

                                 

                          Четвёртый год обучения

                          Учебно-тематический план

п/п

Тема

занятия

Количество часов

 

Ведущий вид деятельности;

базовые приёмы

Место проведения

Самостоятельная работа

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

 

Ознакомление с работой в кружке

Швейная мастерская

 

 

Лоскутное шитье

24

4

20

Знакомство с мастерами лоскутного шитья; с техниками лоскутного шитья.

Практическая работа:

Составление узора полотна

Изготовление лоскутного полотна

Изготовление костюма из лоскутного полотна

Швейная мастерская

 

 

Народный костюм: комплекс с понёвой

34

12

22

Изучение истории русского народного костюма.

Разучивание новых терминов / понева, холодник, зипун, душегрея, телогрея, занавес…/

Моделирование русского народного костюма с элементами новизны.

Пошив костюма

Дизайн костюма

Швейная мастерская

 

 

Головной убор в народном костюме

26

4

22

Практическая работа:

Изготовление головного убора. Дизайн бусами, бисером, тесьмой

Швейная мастерская

 

 

Разработка и изготовление костюмов для кукол по индивидуальному выбору

34

12

22

Моделирование костюма в миниатюре.

Пошив костюма для кукол по индивидуальному выбору.

Швейная мастерская

 

 

Изготовление одежды по индивидуальному выбору

48

16

32

Самостоятельная творческая работа: моделирование и пошив одежды по собственному замыслу

Швейная мастерская

 

 

Творческая мастерская – проект по теме

38

8

30

Практическая работа:

Написание проекта по теме.

Швейная мастерская

 

 

Конкурс «Лучший из лучших»

/защита проекта/

4

2

2

Подготовка и участие в конкурсе.

Швейная мастерская

 

 

Досуговое время

4

 

 

Подготовка и участие в мероприятиях (спортивных, интеллектуальных, социально-значимых…)

В зависимости от проводимого мероприятия

 

Ожидаемые результаты:

Учащийся умеет:

Моделировать костюмы по назначению;

Изготавливать головные уборы русского народного костюма;

Разрабатывать проект по теме.

Учащийся знает:

Техники лоскутного шитья;

Названия элементов народного костюма;

Виды головных уборов;

Виды проектов.

Различает:

Повседневный и праздничный костюм;

Женский и девичий головной убор;

Осознает значимость народного костюма.

Применяет полученные знания для разработки проекта.

Анализирует и оценивает свою работу.

 

V. Содержание программы

Введение Ознакомление с работой творческого объединения. Понятие о трудовой, технологической дисциплине и культуре труда. Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в творческом объединении.

Машиноведение.

История развития швейных машин. Краткая характеристика основных видов швейных машин. Технологическая и техническая характеристика стачивающих машин челночного стежка. Механизм игловодителя, его работа и устройство. Механизм нитепритягивателя, конструкция и работа. Механизм двигателя ткани. Регулятор стежка и механизм обратного хода, их конструкция и работа

Машины обметочные (Оверлок). Назначение обметочных строчек. Техническая характеристика машин. Устройство, работа и регулировка машин. Конструктивные особенности машин. Заправка нитью и управление машиной. Уход за швейными и обметочными машинами. Порядок чистки и смазки машины.

Практические работы: Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Заправка нити в обметочную машину (оверлог). Управление швейной и обметочной машиной, их смазка и чистка.

Ручные и машинные швы. Их виды и правила выполнения.

Организация рабочего места для ручных и машинных работ, применяемые инструменты и приспособления. Виды ручных стежков и их назначение. Приемы выполнения ручных стежков и их применение. Виды и способы крепления фурнитуры. Технические условия для выполнения ручных работ. Терминология ручных работ. Подбор игл и ниток в зависимости от вида материала. Виды машинных швов и строчек. Их назначение. Приемы выполнения машинных строчек. Технические условия выполнения машинных работ. Терминология машинных работ.

Практические работы: Выполнение образцов ручных стежков. Выполнение образцов машинных стежков и строчек.

При изготовлении юбки, блузки, брюк,  учащиеся изучают системное проектирование  изделий. Виды дефектов и их устранение. Правила снятия мерок. Характеристика фасонов изделий. Термины деталей кроя и конструктивных элементов. Определение фактуры ткани, ее многообразие. Виды тканей и ее определение, рекомендации по уходу. Рекомендации по выбору ткани для определенного вида изделия. Расчет ткани на изделие. Правила подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой. Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкройки на ткани. Особенности раскладки выкройки на ткани с различным типом рисунка (одноцветным, с симметричными долевыми полосами, с поперечными полосами, с направленным рисунком, с асимметричными поперечными полосами, ворсом). Припуски на швы и обработку. Правила расчета ткани на изделие.

Практическая работа: Экономная раскладка выкройки на ткани. Расчет ткани на выбранный фасон изделия. Выполнение нескольких вариантов раскладки выкройки на ткани различной ширины.

Технологическая последовательность изготовления швейного изделия. Технология раскроя. Порядок подготовки деталей кроя к сборке изделия. Способы переноса меловых линий по контуру кроя изделия. Сборка изделия на примерку. Порядок проведения примерки изделия. Выявление и исправление дефектов кроя в изделии. Последовательность и способы обработки изделия. Влажно-тепловая обработка деталей различных конструкций и различных готовых изделий.

Лоскутное шитьё. Изучение видов лоскутного шитья; Изготовление лоскутного полотна и пошив из него костюма по собственному замыслу.

Народный костюм: (Сарафанный комплекс и комплекс с понёвой) рассматривает изучение истории  и изготовления стилизованного народного  костюма с головным убором.

Разработка и изготовление костюмов для кукол по индивидуальному выбору - это  пошив одежды в миниатюре.

Изготовление одежды по индивидуальному выбору. Ознакомление с творчеством знаменитых модельеров; Способы дизайна одежды различными техниками; Изучение техники «Аппликация»; Моделирование и пошив одежды по желанию уч


Источник: http://sorokinocdt.ucoz.ru/index/programma/0-105


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сорокинский центр детского творчества - Кройка и шитьё - Программа кружка Вязание крючком всем цветочкам цветочек

Кружки по шитью для школы Кружки по шитью для школы Кружки по шитью для школы Кружки по шитью для школы Кружки по шитью для школы Кружки по шитью для школы Кружки по шитью для школы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ